Достопримечательности

Рисунок1

Достопримечатель

ности

Суксунского района

Суксун

Суксунский район расположен на восточной окраине Русской равнины. Именно Суксунский район является первым районом Европейской части России. Граница района совпадает с границей Пермского края и Свердловской области. Суксунский район расположен в бассейне реки Сылвы, являющийся левым притоком реки Чусовой.

Поселок городского типа Суксун (первое летописное упоминание 1651 г.; в переводе с тюркских наречий Сук-су означает холодная или студеная вода.) находится на Сибирском тракте в 130 км от Перми и 225 км от Екатеринбурга, железная дорога находится в 47 км от поселка — ст. Кунгур, 87 км — ст. Красноуфимск.

В Суксунском районе Вы сможете увидеть и посетить:

Водопад «Плакун»— гидрологический памятник природы регионального значения. Ручей, образующий водопад, представляет собой выход подземных вод, вытекающих из многочисленных трещин в песчанике.

Таинственная легенда водопада «Плакун» гласит, что давным-давно жила бедная семья, в которой была красавица дочь. Любила девушка одного парня, но посватался к ней мужчина старый,  но очень богатый. Не хотела девушка идти замуж за старика, но родители настаивали. Приковал отец девушку к высокой сосне и сказал, что будет она стоять здесь, пока не даст согласия на свадьбу. Долго стояла девушка и слезы лились из ее глаз, плакала она очень долго и от ее слез появился чистый и прозрачный водопад, который так и назвали Плакун. Водопад пользуется огромным успехом у туристов и паломников.

Суксун водопад ПлакунP5210655Плакун Суксун

-Уникальный биологический охотничий заказник «Суксунский», он имеет региональное значение. На зелёных просторах заказника можно встретить куниц, белок, лосей, кабанов, медведей, многочисленных глухарей и рябчиков.

Рисунок2Рисунок1

«Чекардинское обнажение» находится на левом берегу р. Сылвы, у устья впадающей в нее р. Чекарды, близ одноименной деревни. Там в береговых обрывах обнажаются отложения кошелевской свиты иренского горизонта кунгурского яруса нижнего отдела Пермской системы, содержащие комплекс остатков растений и насекомых.

Рисунок3

-Суксунский сосновый бор, является историко-природным комплексом регионального значения площадью 215,0 га. Примыкает к п. Суксун с восточной, южной и юго-западной сторон.

Рисунок5Рисунок4

Серый (Вакутин) камень, про него рассказывают, что в пещеру под Серым камнем пустили собаку, каких в селе множество, а вышла она подземными ходами аж в Кунгурской ледяной пещере, пройдя более 60 км.Именно здесь открывается живописный вид на долину реки Иргины с высоты птичьего полёта который вдохновляет многих пермских фотографов и кинематографистов, приезжающих в Суксунский район.

Рисунок8Серый камень Суксун как доехатьРисунок9Серый камень Суксун фото

Река Сылва — главная водная артерия Суксунского района, характеризуемая как наиболее чистая и самая теплая река Пермской области с ее притоками и многочисленными прудами, используется туристами и местным населением в целях рекреационной охоты, рыбалки и других видов отдыха. В последнее время увеличилось количество сплавов на катамаранах, лодках, байдарках, других самодельных плавсредствах.

Рисунок10P5210621P5210613

Скульптурная композиция «У самовара» была установлена в 2006 году в честь 355-летия Суксуна и 260-летия самовара. Скульптурная композиция «У самовара» единственный в России памятник самовару высотой 3 м 20 см. Автором памятника является преподаватель Пермского филиала Российской академии живописи ваяния и зодчества Иван Иванович Сторожев. Памятник состоит из самовара и 4 скульптур, которые символизирует достаток, крепкие семейные отношения и гостеприимство. 

Рисунок11Рисунок12

На территории района работает историко-краеведческий музей. Суксунский историко-краеведческий музей создан в 1977. В музее хранятся медные изделия суксунских мастеров, картины местных художников, предметы быта и этнографии. Работают постоянно действующие экспозиции: «Суксун-центр медных изделий», «Мемориальная комната Каменских», «Мемориальная комната Щербакова»

Рисунок13

В Суксунском историко-краеведческом музее постоянно действует экспозиция «Суксун-центр медных изделий»

Рисунок14

также действует экспозиция «Мемориальная комната Каменских»

Рисунок16Рисунок15

Дом–музей Собакина Константина Мильевича. Собакин К.М. родился 03.11.1929 в пос. Суксун, график, скульптор, художник декоративно-прикладного искусства, член Союза художников РСФСР (с 1967 г.). К. Собакин известен в Прикамье прежде всего как один из ярчайших представителей перм. акварели советского периода и в постсоветское время. Произведения известного мастера хранятся в музеях Перми, Соликамска, Чайковского, Владивостока, Ростова, Кургана, в частных коллекциях Германии, Японии, России. Есть работы художника и в Суксунском историко-краеведческом музее.

Рисунок17Рисунок18

Паломнический туризм в последнее время становится все более популярным. Церкви представляют религиозный интерес среди паломников и верующих. Причины тому — интерес к религии, духовно-историческому наследию. Наиболее интересным местом для всеобщего паломничества считается село Тохтарево. Оно было известно в старину как Тохтаревская  Пустынь, где  с 1645 года был основан мужской монастырь, и где в XVII веке на реке Сылва была явлена чудотворная икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (в настоящее время она находится в Суксунской Петро-Павловской церкви). Ежегодно паломники приезжают сюда на Крещение и другие религиозные праздники. Преодолевая длинный путь, люди хотят очиститься от грехов, приложиться к святыне, получить исцеление от чудотворной иконы. Укрепить себя в вере православной. После отслуженного молебна по традиции участники Крестного хода едут на святой источник Ильи Пророка  называемый в народе  водопадом «Плакун». Там совершается освящение воды и омовение под ледяными струями  падающего водопада.  

В-Суксунская Введенская церковь. д. В-Суксун.

Церковь Сретения (1777, 1893-1897 гг.). с. Сабарка,

Рисунок19

Храм Святого Николая (1908г.) с. Брёхово. Святыней храма  является благоухающая икона Царственных мучеников, написанная инокиней Емилией из Верхне – Чусовских Городков.

Рисунок22Рисунок21

Церковь Воскресения Христова (1725 г.). с. Ключи. В годы советской власти приход лишился своего скромного существования и был разрушен. Долгое время храм использовался как мастерская и гараж местного колхоза.    С августа 2008 года началось восстановление храма. Первая служба состоялась уже 26 ноября 2008 года. В храм пришло более 200 человек.

Рисунок20

Суксунская Петро-Павловская церковь (1729-30 гг.) п. Суксун место старой Богородицкой церкви (развалины «зимней» церкви). с. Тохтарево. Главным украшением любого храма являются иконы. После открытия церкви в Суксуне со всех деревень и сел жители приносили спасенные от уничтожения иконы. Но главной святыней Петро – Павловского храма является старинная икона Божией Матери «Неопалимая Купина».

Курорт «Ключи» принимает больных с заболеваниями сердечнососудистой и нервной систем, кожными заболеваниями, заболеваниями органов пищеварения, дыхания, а также урологическими.Основой лечения являются сероводородные ванны, минеральная вода и сульфидная иловая грязь. В процессе лечения используются массаж, пешеходные и верховые прогулки, апитерапия, водолечение, гирудотерапия. Работает фитобар,  ингаляторий, кабинеты аромотерапии и сухих углекислых ванн.

Рисунок29Рисунок24

-Этнотуризм. Суксунский край богат народными традициями , обрядами, фольклором, познакомиться с ними можно посетив действующее центры национальной русской, марийской и татарской культур.

Рисунок30Рисунок31Рисунок32

Национальные центры культуры:

Рисунок33

Русский центр. Частушками, прибаутками, небывальщинами встретят вас коллектив Русского центра «За околицей», удивит звонкими, чистыми голосами детский фольклорный коллектив «Зоренька». Пригласят вас на рождественские посиделки, проводы Масленицы и другие незабываемые праздники.

Рисунок35Рисунок34

Татарский центр. Интерес вызывают обычаи, одежда, кухня и другие проявления народного творчества, характеризуемые как этнографические достопримечательности.

Рисунок36Рисунок37 

Марийский центр. Особый интерес туристов может вызвать культура и религия марийцев,  проживающих по берегам Сылвы (деревни Каменка, Красный Луг, Сызганка, Тебеняки, Иванково, Васькино). Языческие верования у сылвенских марийцев по-прежнему чёткие и определённые. Жители деревни Красный Луг дольше всех сохранили древние языческие обряды. Например, главное  моление – «Кюсё» с жертвоприношениями, впечатляющая картина обряда изгнания злого духа «Сюрем Ужо».